
Едуард Бразас
Директор відділу агентських послуг АН "Сітікон"
Максим Кухар
журналіст
Едуард Бразас
Директор відділу агентських послуг АН "Сітікон"
Олександр Моісеєнко
журналіст
Дмитро Марунич
"Реальна економіка", редактор
Олександр Разуваєв
аналітик
Павло Харламов
журналіст
Олексій Молдован
економіст
Юрій Віннічук
журналіст
"неРеальна економіка"
Андрій Шевчук
Міжнародний оглядач
Максим Сєроус
автор блога "Євродолар"
Юрій Шпак
економіст
Дмитро Джангіров
міжнародний оглядач
Павло Ілляшенко
стратег інвестиційної компанії
Юрій Глухов
економіст
Роман Корнилюк
кандидат економічних наук
Сергій Чигир
журналіст
Павло Кухта
економіст
Валентин Землянський
незалежний експерт
Олександр Спасиченко
керуючий активами
Дмитро Дєнков
журналіст
Євген Шпитко
журналіст
Спростування
Правительство Украины располагает на валютном счете почти $1,9 млрд
Улюкаев назвал $40 за баррель нефти реалистичной ценой
Ряд депутатов предлагает ввести санкции против "Роснефти"
Число иностранных туристов достигло рекордных 1,2 млрд в 2015 году
ДТЭК возобновил прием угля шахт Львовско-Волынского бассейна
ЕС вводит универсальную профессиональную карту
"Укргазвыдобування" в 2015г снизило добычу газа на 3,9%
Чистый отток капитала из России в 2015 году составил $56,9 млрд.
Олланд ввел чрезвычайное экономическое положение во Франции
С течением лет существование экономических полтергейстов становится не так заметно, к ним привыкают. Однако есть вещи, о которых нужно помнить, и к которым привыкать нельзя.
Один из таких Бермудских треугольников на хозяйственной карте страны расположен в угольной отрасли. Так, в текущем бюджете на поддержку шахт предусмотрено 7,8 миллиарда гривен, к которым на днях добавили еще 1,5 миллиарда.
Поэтому давайте вспомним - а с чего все начиналось? В начале века бюджетные дотации шахтерам начали стремительно расти под влиянием социально возмущения, вызванного закрытием совсем не рентабельных предприятий.
Так же озвучивался тезис о том, что нужно доплачивать за каждую тонну угля, чтобы часть шахт смогла работать и не увольнять людей. Тогда, к тезисам прислушались.
Однако какую картину мы наблюдаем сегодня? Более половины угледобычи (по объемам выкопанного), в отличии от вчерашнего дня, уже не государственные.
При этом частники хорошо зарабатывают, добывая как коксующийся, так и энергетический уголь. Более того, успешно его экспортируют, постоянно занимая все большие площадки в отечественных портах.
Поэтому угольная отрасль Украины сегодня - это живой учебник по экономике, где частная форма собственности уверенно побеждает государственную в области эффективности.
И это отчетливо видно, если не отвлекать свое внимание на механизмы миграции прав собственности.
Хотя нет. Это не только учебник по экономике, но и настольная книга следователя. Потому что на вопрос "Зачем в 2012 году 3,2 миллиарда гривен из вышеназванной суммы тратить на поддержку строительства шахт и торфопредприятий?" экономическая наука ответа дать не может.
Вместе с тем, такие деньги будут инвестированы в объекты, в создание которых вполне мог бы вложится и частный бизнес. Тем более, что не за горами то время, когда все шахты в стране будут негосударственными.
Одновременно вызывает много вопросов и формат выплаты дотаций, когда весь уровень превышения себестоимости над ценой продажи в области 650 гривен компенсирует госбюджет. И этот "научный" механизм взращивания себестоимости добываемого в стране угля действует боле десятилетия.
Какой же может быть выход из ситуации? Ответы вроде "нужно победить коррупцию" или "нужно, чтобы она победила" отбрасываем сразу.
Ведь известно, что правильное переформатирование рынка приводит к снижению криминальной составляющей. И никогда, никогда не получается наоборот - сначала посадить всех бандитов, а потом наладить правильную работу отрасли.
Причина такого положения дел проста и давно описана - массовые преступления лечатся не репрессивно, а институционально. Поэтому, нет смысла считать, кто больше украл и сколько купил вертолетов за счет шахтерских дотаций, нужно просто их отменить.
Отменить, потому что горняки закрытых шахт уже не останутся без работы - они найдут ее на развивающихся частных предприятиях. Отменить и, например, удвоить финансирование медицины в нашей стране.
Правда, ведь, это более понятное благо для всех, оправдывающее процесс уплаты налогов?