Валентин Землянський

Валентин Землянський

незалежний експерт, екс-голова прес-служби "Нафтогаз України"

БЛОГЕРИ


LNG-слоники: от испанского лыжного инструктора к хорватским пляжным спасателям

С таким настроением ты слоника не продашь

Народный фольклор

Конец октября был отмечен очередным "прорывом" в энергетическом сотрудничестве между Украиной и ЕС. Только не смейтесь, мы снова собираемся участвовать в строительстве LNG-терминала.

Теперь на адриатическом побережье. Дивиденды от этого проекта для Украины весьма сомнительны, если они вобще там присутствуют.

25 октября после переговоров украинского министра энергетики Эдуарда Ставицкого и еврокомиссара по энергетике Гюнтера Оттингера стало известно о намерении Украины принять участие в строительстве LNG-терминала на хорватском острове Крк и интерконнектора, через территорию Венгрии в направлении Украины.

"Мы согласовали все вопросы относительно нового маршрута. Я бы его назвал адриатическо-венгерским коридором по поставкам природного газа от LNG-терминала на полуострове Крк в Хорватии через газотранспортные системы Венгрии к нашим газовым хранилищам", - сказал Ставицкий.

Цель проекта - диверсификация источников поставок газа в Украину. Ура, можно пить шампанское, с газом, если бы не несколько "но", которые свидетельствуют об абсолютной бесполезности данного маршрута для Украины.

"НО" первое, с каким настроением продавать слоника

Прежде всего, сам проект LNG-терминала явно "нефартовый". Несколько лет назад для строительства LNG-терминала на острове Крк был создан международный консорциум компаний Adria LNG в который вошли: немецкая E.ON Ruhrgas, австрийская OMV Group, французская Total и словенская Geoplin.

Планировалось, что пропускная мощность LNG-терминала составит 15 миллиардов кубометров в год. Однако, в середине прошлого года, работа над проектной документацией была приостановлена в связи с неблагоприятной конъюнктурой рынка.

По сути проект был "похоронен", поскольку в конце 2012 года Хорватия начала переговоры с Катаром относительно возможности финансирования постройки LNG-терминала и организации для него поставок сжиженного газа.

При этом мощность проекта была снижена до 5 миллиардов кубометров в год, наземный завод по регазификации был заменен на морской оффшорный терминал, ориентировочная стоимость строительства составила 700 миллионов евро, а запуск терминала запланирован на 2016 год. Ничего не напоминает?

Но и тут стороны так и не достигли консенсуса, проект развития не получил.

Следующей "жертвой" переговоров стала Украина. В июне 2013-го года, зампред правления НАК "Нафтогаз Украины" Вадим Чупрун заявил:

"Сейчас обсуждается вопрос о строительстве терминала. Там обсуждается три стороны: Хорватия, Украина, Венгрия. К нам с предложением вышли хорваты. Если этот вопрос будет стоить столько, чтобы государство получило дополнительные поставки газа, и если это обеспечит нам безопасность, и если будет стоить дешевле, чем другие варианты, - потому что вариантов много, - тогда мы пойдем этим путем. Сейчас все подсчитывается, там сейчас математика, пока политику мы не допускаем".

Судя по последним событиям, политика все-таки превзошла математику.

"НО" второе - кто и зачем будет слоника кормить

И над здравым смыслом тоже. Если посмотреть на карту, то с учетом отказа Катара, основным поставщиком сжиженного газа могут стать терминалы расположенные на побережье Италии, куда к 2019 году планируется достроить Трансадриатический газопровод (ТАР).

По сути, газ из Азербайджана через территорию Турции должен обогнуть всю Европу с юга, пройти процесс сжижения и после этого газовозом доставлен к терминалу Крк, где будет регазифицирован и трубопроводом через Венгрию отправлен в Украину. Какова будет его конечная цена - можно только догадываться.

Кстати, на последних переговорах в Анкаре, делегация Нафтогаза обсуждала возможность получения газа из Азербайджана, но речь шла о доставке трубопроводом. Имеется в виду ответвление от турецкого TANAP, больше известного как Nabucco West.

Еще в начале октября, ЕС опубликовал список энергетических проектов, которые могут стать получателями финансовой помощи из европейского бюджета. Среди них и Nabucco West.

Украина неоднократно предлагала сместить данный трубопровод восточнее и через Румынию соединить его с украинской ГТС. И уже через территорию Украины осуществлять поставки в Европу.

Это бы соответствовало и политике диверсификации, созданию в Украине Восточно-европейского хаба и имело бы под собой экономические резоны.

Во время последнего визита делегации "НАКа" Анкару даже был подписан соответствующий меморандум

Ситуация же пока развивается с точностью до наоборот. Вместо рассмотрения украинской инициативы, ЕС предложил принять Киеву участие в достройке хорватского LNG-терминала, который не несет Украине никаких экономических выгод и решает, по сути, проблемы энергетической безопасности только самой Хорватии.

И самое абсурдное, что Украина это предложение приняла, как руководство к действию.

Если адриатическо-венгерский коридор с легкой руки нынешнего министра энергетики Украины Ставицкого получит свое развитие, Украина снова может оказаться в крайне неловкой ситуации, когда будет обязана финансировать европейские энергетические проекты, от которых отказались крупные корпорации, и не дающие Украине никаких экономических выгод.

Похоже, что ЕС в лице Украины нашла партнера с правильным настроением, которому можно продавать различного рода неликвидных "энергетических слоников". Благо опыт у украинских чиновников в такой торговле уже имеется.

Коментарі

Додати коментар


Стас

Украина - это одно. А ныне правящие бездари - совсем другая разница (одес.)

Андрей

Это называется "ехать в Мерефу Харьковская область через КОПЕНГАГЕН".Кто там был знает, что значит этот маршрут для очень и очень независимых





ГОЛОВНЕ на 21 листопада 2017, 20:43

Грабувати, охороняти чи торгувати?

Загрузка...
закрити
E-mail
Пароль
Також, ви можете авторизуватись через Facebook Facebook login

Якщо ви не зареєстровані, пройдіть цю просту процедуру.