
Едуард Бразас
Директор відділу агентських послуг АН "Сітікон"
Павло Кухта
трейдер, економіст, автор блога econoblog.com.ua
Едуард Бразас
Директор відділу агентських послуг АН "Сітікон"
Олександр Моісеєнко
журналіст
Дмитро Марунич
"Реальна економіка", редактор
Олександр Разуваєв
аналітик
Павло Харламов
журналіст
Олексій Молдован
економіст
Юрій Віннічук
журналіст
"неРеальна економіка"
Андрій Шевчук
Міжнародний оглядач
Максим Кухар
журналіст
Максим Сєроус
автор блога "Євродолар"
Юрій Шпак
економіст
Дмитро Джангіров
міжнародний оглядач
Павло Ілляшенко
стратег інвестиційної компанії
Юрій Глухов
економіст
Роман Корнилюк
кандидат економічних наук
Сергій Чигир
журналіст
Валентин Землянський
незалежний експерт
Олександр Спасиченко
керуючий активами
Дмитро Дєнков
журналіст
Євген Шпитко
журналіст
Спростування
Правительство Украины располагает на валютном счете почти $1,9 млрд
Улюкаев назвал $40 за баррель нефти реалистичной ценой
Ряд депутатов предлагает ввести санкции против "Роснефти"
Число иностранных туристов достигло рекордных 1,2 млрд в 2015 году
ДТЭК возобновил прием угля шахт Львовско-Волынского бассейна
ЕС вводит универсальную профессиональную карту
"Укргазвыдобування" в 2015г снизило добычу газа на 3,9%
Чистый отток капитала из России в 2015 году составил $56,9 млрд.
Олланд ввел чрезвычайное экономическое положение во Франции
Проект Мирового Банка WGI (World Governance Indicators) – http://info.worldbank.org/governance/wgi/index.asp – публикует шесть индексов для, соответственно, шести замеров:
- свободы слова и контроля за властями (voice and accountability)
- политической стабильности и отсутствия насилия (political stability and absence of violence)
- качества госуправления (government effectiveness)
- качества регуляторной политики (regulatory quality)
- законности (rule of law)
- коррумпированности (control of corruption)
Каждый индекс может принимать значения от -2.5 до 2.5. Об исходных данных для составления индексов пишут следующее:
The aggregate indicators combine the views of a large number of enterprise, citizen and expert survey respondents in industrial and developing countries. The individual data sources underlying the aggregate indicators are drawn from a diverse variety of survey institutes, think tanks, non-governmental organizations, and international organizations.
Методология составления индексов описана вот здесь – http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1682130. Если коротко, обрабатывается большое количество разного рода опросов и экспертных оценок и всё это компонуется в виде сведённых к единой шкале индексов, а также оценки ошибок этих индексов. Как и с любой обработкой такого рода, результаты не стоит воспринимать слишком уж всерьёз, но посмотреть всё равно интересно. Естественно, данные по всем 213-ти странам мы смотреть не будем, а ограничимся частью постсоветского пространства.
Долгосрочных сильных изменений в плане свободы слова и контролируемости властей гражданами индексы, как видим, не показывают – в Беларуси и РФ за 15 лет несколько подзакрутили гайки, остальные финишировали примерно там же, где и начинали.
Кстати, обратите внимание на зеркальность движений индекса в Украине с одной стороны и Беларуси и РФ – с другой, в 2004-2006-м. Налицо эффект от Оранжевой революции.
Тут всё довольно-таки прямолинейно. Где нет войн и на тронах сидят “папы” – стабильней всего. Где войн нет и “пап” тоже нет – среднестабильно. Где есть войны, не помогают даже “папы”.
Больше всего впечатляет, конечно, рост Грузии – единственный долгосрочный процесс такой динамики из всех рассматриваемых. Кроме того, обратите внимание на Россию 98-02, период положительных изменений после дефолта 98-го. Наконец, очень интересно скатывание вниз Беларуси – от самой верхушки списка в самый низ. Интересно, чем оно вызвано и насколько адекватно индекс замеряет реальную ситуацию.
Опять Грузия впереди планеты всей, все же остальные безнадёжно отстают. Что произошло в Молдове в 96-02-м – вопрос непраздный? Коммунисты напринимали бездумных законов и навводили бездумных норм?
Опять Грузия и опять все остальные топчутся на месте. В Молдове та же странная тенденция 96-02, только в плане законности она ещё и в Беларуси присутствует. Ну и относительно приличный уровень Молдовы довольно интересен.
И тут Грузия, и тут Молдова скатывается вниз в 96-02-м, и тут все остальные стагнируют. В принципе, вполне исчерпывающая картина институционального развития постсоветского пространства.