Олексій Плотніков: нові мита на імпорт авто викличуть санкції з боку ЄС

Світлана Крюкова, для РЕ

Минуло майже півтора місяці з тих пір як Міжвідомча комісія з зовнішньої торгівлі при Міністерстві економічного розвитку і торгівлі прийняла рішення ввести спеціальні загороджувальні мита на ввезення імпортних автомобілів.

До складу комісії входять одинадцять осіб - представники різних відомств, а очолює орган сам міністр економічного розвитку і торгівлі Петро Порошенко, який володіє одним з найбільших вітчизняних автохолдингів "Богдан".

Для менеджерів таких підприємств підвищення ввізних мит, а відповідно, і цін на імпортні товари означає зниження попиту на ці товари і підвищення попиту на дешевші, хай і менш якісні українські автомобілі.

Разом з тим таке рішення, як протекціоністський захід по відношенню до нечисленних українських виробників автомобілів - великий ризик для зовнішньої політики нашої країни, яка хоче інтегруватися в Європу.

Фахівців, здатних прогнозувати хід подій щодо цієї теми в Україні не так багато. Олексій Плотніков, голова підкомітету з питань міжнародної економічної політики в комітеті Верховної Ради з питань економічної політики - один з таких економістів.

До речі, він - депутат від фракції "Партії регіонів", але виступає проти введення спецмит на авто, ініційованого урядом.

Про те, які санкції це може спричинити для України з боку країн-членів СОТ, і як це рішення вплине на хід підписання угоди про Зону вільної торгівлі з Європейським Союзом Плотніков розповів в інтерв'ю "Реальній економіці".

- Межведомственная комиссия по внешней торговле при Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) приняла, но еще не обнародовала решение о введении специальных пошлин на импорт авто. С вашей точки зрения, почему так долго не публикуют этот документ?

- Здесь очевидна ненормальность этого "замечательного" решения. Комиссия приняла его, а после - судя по тому, как долго его не могут обнародовать - раскаялась в этом поступке.

Члены комиссии, видимо, поняли, что сделали что-то не так, что в этом решении замешан чей-то лоббизм, и оно идет в нарушение принципов ВТО. Тот факт, что решение не обнародуется - своеобразная форма раскаяния.

- Насколько велик риск того, что, по сути, соглашение может измениться на этапе его подписания, и текст, который вскоре опубликуют, будет отличаться от того, который изначально был утвержден членами комиссии?

- Я этого не исключаю, иначе комиссия так долго не затягивала бы с публикацией своего решения. Сейчас может произойти что угодно, и решение будет изменено самым экзотическим способом на этапе его подписания.

В итоге опубликовать могут совершенно новый документ, с иными ставками пошлин.

- А вы поддерживаете идею ввода пошлин на импорт авто, о чем, собственно, идет речь в документе?

- У нас согласован текст соглашения о Зоне свободной торговли с Европейским союзом, где кроме прочего прописаны правила ввоза импортных автомобилей. Поэтому очень странным выглядит желание сейчас этот процесс застопорить.

Выходит очень специфическая поддержка национального производителя. Тем более, если бы этот производитель изготовлял что-то сопоставимое по качеству с современными западноевропейскими марками, или другими авто несколько иного качества, нежели отечественные иномарки, в таком случае это решение еще можно было бы как-то объяснить.

- А что вы имеете против отечественного автопрома?

- Ничего. Объективно, Украина не является законодателем моды в автопроизводстве, и это объективная реальность.

В нашей стране производят достаточно специфические автомобили, и это - не выпад против украинского автопрома с моей стороны.

Просто в данном случае слишком явно просматривается лоббизм конкретных автопроизводителей. Этот лоббизм идет в ущерб интересам Украины, тормозя интеграцию Украины в мировое экономическое пространство.

- Лоббизм со стороны действующего министра экономического развития и торговли Петра Порошенко, владеющего целой автоиндустрией, или кого?

- Я сказал так, как я сказал. В нашей стране не так много производителей автомобилей.

- Нарушает ли решение комиссии правила ВТО, членом которой является Украина?

- Да, нарушает.

- Какие встречные санкции могут применить страны-члены ВТО в случае, если Украины все-таки введет сецпошлину на иномарки?

- Какое-то время страны-члены ВТО будут выражать неудовольствие. Украине всякий раз при удобном случае будут напоминать, что она поступила неправильно.

Потом возможны санкции в том или ином виде. Но даже сам факт того, что Украина нарушает правила ВТО не идет ей на пользу.

- И все же, какие санкции могут быть применены по отношению к нашей стране?

- Меня не так беспокоит вопрос санкций, сколько то, что решение повысить пошлины накладывает отпечаток на процесс подписания Украиной соглашения о Зоне свободной торговли с Европейским союзом.

В согласованном тексте этого документа четко прописано: когда и сколько автомобилей мы ввозим.

Таким образом, мы разрушаем суть ранее достигнутых договоренностей, и создаем риск того, что соглашение может быть попросту не подписано. А это в свою очередь - удар по евроинтеграции.

- Как вы считаете, насколько вероятно, что с автопромом повторится сценарий "сырной войны", которую Россия - уже член ВТО – ведет против наших производителей сыров?

- "Сырную войну" я не рассматриваю, как реакцию на нарушение правил ВТО. Здесь ответы скорее лежат в политической плоскости. Но факторы двусторонних взаимоотношений более глубокие, нежели политические.

Если россияне опять начнут повторять то, что они вытворяли с поставками украинских сыров, карамели и другими товарами у них просто появится прекрасный аргумент, с помощью которого можно объяснить мотивы своих действий.

С точки зрения аргументов для России - повод очень хороший, с точки зрения истинных мотивов, скажу, что под эти аргументы попросту будут притягивать что угодно.

- Кроме соглашения о ЗСТ, которое может быть не подписано, какие еще встречные санкции могут применить европейцы по отношению к Украине?

- Ввести ограничение на ввоз украинской продукции в Европу.

- Речь идет только о поставках авто, или других экспортноориентированны отраслях?

- Ограничение начнется по традиционным направлениям экспорта Украины.

- Как европейцы будут объяснять такие ограничения?

- Как ответ на недружественные действия со стороны производителя в адрес Западной Европы, которые идут в разрез с требованиями ВТО, и нарушающими положения текста соглашения о ЗСТ.

Это будут негласные ограничения, не формализированные, просто у наших производителей появятся сложности с поставкой товаров на европейские рынки.

- По вашим прогнозам, могут ли европейцы в качестве встречной меры ограничить поставки иностранных востребованных товаров на украинский рынок?

- В годы СССР была холодная война, когда из стран НАТО нельзя было ввозить в Советский союз компьютерную и прочую продукцию, так как это способствовало повышению обороноспособности СССР.

Сейчас превыше всего - сбыт продукции. Ограничение Украины по сбыту продукции в Европе - намного страшнее, нежели запрет поставок европейской продукции в Украину.

- Относитесь ли Вы к категории скептиков, считающих подписанное Украиной соглашение с ВТО – невыгодным, и особенно невыгодным после того, как Россия вступила в ВТО?

- Просто Россия шла дольше, у нее были более весомые аргументы торговаться по многим позициям. Да, Россия вступила в ВТО на более мягких условиях, нежели Украина.

Но я не критикую представителей нашей переговорной группы, так как я не думаю, что Украина смогла бы выторговать себе такие же, более мягкие условия, нежели Россия.

- Из-за чего? Из-за того, что у нас другая структура экономики?

- Прежде всего, другая структура экономики. И, увы, в отличие от России, мы не унаследовали от Советского Союза статус сверхдержавы.

- Как статус влияет на переговорную позицию?

- Условно, это позволяет ощутимее торговаться. Если хотите, Россия может себе позволить во время переговоров себе вести себя более расковано.

- По каким позициям мы откровенно продешевили?

- По многим позициям сельского хозяйства. Но вряд ли сегодня можно как-то переиграть эту ситуацию.



Коментарі

Додати коментар


Читайте у розділі

Роман Шпек: Найскладнішим з урахуванням обсягів зовнішніх зобов’язань і стану економіки буде 2015 рік

Відео

Загрузка...

Тест-драйв

закрити
E-mail
Пароль
Також, ви можете авторизуватись через Facebook Facebook login

Якщо ви не зареєстровані, пройдіть цю просту процедуру.