Рафаель Кузьмін: Приват – не прозора група

Дмитро Дєнков, РЕ

Що таке Антимонопольний комітет? Це установа із спеціальним статусом, метою діяльності якого є забезпечення державного захисту конкуренції у підприємницькій діяльності.

Утім, в українських реаліях функція Антимонопольного комітету, ймовірно, дещо інша. У незаангажованість і незалежність цього органу зовсім не віриться на тлі позицій інших контрольних органів, які фактично контролює президент.

Часто, коли АМКУ в пресі лякає "несумлінних" підприємців, здається, що це чергова гра на боці когось із конкурентів. Хоча, можливо, це не більше, ніж домисли. Бувають випадки, коли під "гарячу руку" контролерів потрапляють усі гравці ринку.

"Найсвіжіший" приклад - це боротьба Комітету із мобільними операторами. Раніше були яйця, гречка або бензин. Причому великих гравців, фінансово-промислових груп, діяльність АМКУ, начебто, не торкається.

Не так часто ми чуємо про боротьбу Комітету з групами "СКМ" або "Приват" чи Group DF. Проте, ці групи так чи інакше, але контролюють цілі галузі. Це стосується і металургії, і феросплавів, і добрив, або електроенергії.

Чому діяльність цих корпорації не викликає в Антимонопольного комітету сумнівів, "Реальна економіка" запитала у першого заступника голови Антимонопольного комітету Рафаеля Кузьміна, який до речі є братом першого заступника Генпрокурора Рената Кузьміна.

Подейкують, що саме Рафаель Кузьмін реально керує апаратом АМКУ і вирішує, до кого застосовувати санкції. До того ж номінального керівника Комітету Василя Цушка чомусь "ховають" від ЗМІ.

- АМКУ проверял деятельность на внутреннем рынке азотных удобрений компании OstChem Holding Дмитрия Фирташа, который контролирует 4 с 6 производителей азотных удобрений?

- Если возьмем объем этого рынка за 100%, то доля компании OstChem не превышает 35%. Это олигополия. Весь остальной объем - российские, казахские, китайские предприятия.

На сегодняшний день у нас львиную долю занимает импорт. Вот в чем проблема. Мы объем рынка считаем в целом: внутреннее производство, импорт, дистрибьюторские и дилерские сделки.

В итоге мы видим долю каждого на этом рынке, и что происходит с ценовой конкуренцией.

Заявлений относительно нарушений конкурентного законодательства со стороны производителей азотных удобрений, в том числе группы Дмитрия Фирташа, в АМКУ не поступало.

В то же время мы в ежемесячном режиме мониторим рынок азотных удобрений, в том числе и крупный опт. В рамках мониторинга оснований для проверок не выявлено.

- Комитет уже думал, как он будет сотрудничать с будущим титановым холдингом Фирташа, после приватизации государственных предприятий? Хотя титановая отрасль пока что государственная, Фирташ уже присутствует в Крымском титане и двух обогатительных фабриках, которые он арендует. В это же время, его менеджмент контролирует все титановые госпредприятия и Фирташ не скрывает своего желания их приватизировать. То есть, он движется к созданию монополии или олигополии?

- Мы займемся изучением этого вопроса в рамках рассмотрения заявления об осуществлении концентрации. Здесь необходимо учитывать еще и смежные рынки. Рынки, где используется титан.

Как я уже говорил, надо смотреть в целом объем рынка, сколько производят эти предприятия, импорт, дилерские и дистрибьюторские схемы захода этой продукции на территорию Украины. И тогда мы сможем сказать, у кого какая доля.

Если же нет импорта, и все эти предприятия будут находиться в собственности Фирташа, тогда мы сможем говорить и о монопольном положении и принимать соответствующие решения, например, о запрете концентрации.

С другой стороны, само монопольное положение не есть еще нарушение антимонопольного законодательства.

Да, если группа займет монопольное положение, мы обязаны следить за деятельностью этой группы, чтобы не было необоснованного завышения цен и необоснованного отказа в заключении сделки.

- А с группой Приват вы проводили консультации, чтобы они привели свою корпоративную структуру к прозрачности, чтобы можно было понять, кто, за чем стоит?

- Конечно, проводили, но пока нет результатов. Вопрос прозрачности групп, прежде всего, это вопрос самих групп и их владельцев и он является имиджевым. В то же время непрозрачность не способствует осуществлению контроля со стороны государства за их деятельностью.

На наш взгляд, группа Приват не достаточно прозрачна - конечного бенефициара не видно. Я не знаю, это тактический просчет Привата, но здесь же формально не обяжешь собственника это показать, потому что нет такого закона, который дает нам основание обязать лицо "А" осуществить прозрачность путем определения конечных акционеров.

Мы имеем право запрашивать информацию о конечных бенефициарах в рамках контроля за концентрацией, но если это оффшоры, которые не показывают конечного бенефициара, то это становиться проблемой.

Вхождение Украины в мировую экономику заставить все группы быть прозрачными, поскольку вести на Западе бизнес без прозрачности не возможно.

- Тога по-другому поставим вопрос, у Привата есть несколько столбов, на котором она стоит. Это Приватбанк, Украинский авиационный альянс и ферросплавные предприятия. Банк прибыльный. Авиационный альянс убыточный и ферросплавные предприятия тоже убыточны. При этом убыточность ферросплавщиков достигается за счет снижения цен продукции на экспорт в оффшоры, где эта продукция потом продается по рыночным ценам. Приват постоянно лоббирует для себя льготы и, в том числе заградительные пошлины на импорт, как АМКУ отслеживает это?

- Прежде всего, надо поставить вопрос: в чем незаконность таких действий? В чем нарушения закона, и какого?

Если стоит вопрос о чрезмерной оптимизация, которая ведет к уменьшению налогообложения или уходу от налогообложения, тогда эта сфера деятельности налоговых органов.

Если такие действия приводят умышленно к нулевой рентабельности, то это, прежде всего, сказывается на результатах деятельности предприятия. Оно не получает прибыль.

Сейчас в чем проблема заключается? Большой объем импорта ферросплавной продукции, так как металлурги берут их по более низким ценам.

И в этом плане наши ферросплавные заводы проигрывают, потому что себестоимость отечественной продукции намного выше, чем себестоимость ферросплавной продукции России, Казахстана, Китая. Необходимо сбалансировать интересы и ферросплавщиков, и металлургов.

Я не говорю сейчас об этих схемах, о которых вы говорите. Я не уполномочен о них говорить. Я не налоговик. Я могу оценивать ситуацию только как сотрудник АМКУ.

- Да, но ферросплавные предприятия хотят сбалансировать свои интересы за счет государства. То есть ввести или заградительные пошлины на импортную продукцию, или снизить цены на электроэнергию. Выходит, что единственный игрок на рынке не может рентабельно работать?

- Так долго не может продолжаться. Я знаю о ситуации, про которую вы сейчас говорите. Это больше политическая составляющая, поэтому я об этом не буду говорить.

Но, с точки зрения конкуренции такая ситуация на рынке долго продолжаться не может. Собственнику придется считаться с правилами игры, либо конечный результат - это уход с этого рынка.

Но государство не может допустить ухода, поскольку это градообразующие предприятия, поэтому лучше сбалансировать интересы. Может быть, это придется сделать искусственно, чтобы потом этот искусственный баланс плавно перетек в естественный баланс.

- Давайте поговорим про их конкурентов. Если ДТЭК захочет принимать участие в приватизации Центрэнерго и Донбассэнерго, вы дадите им разрешение, после многочисленных поглощений энергоактивов?

- Речь идет о тех предприятий, которые на региональных рынках и так являются монополистами. Объективно я смогу сказать после того, как к нам придет конкретное заявление от какой-то группы на участие в конкурсе по приобретению данного объекта.

- Но, в ДТЭК есть шанс получить такое разрешение? При каких условиях он может получить разрешение?

- Посмотрим, каким образом Центрэнерго влияет на деятельность некоторых облэнерго. Каким образом эти отношения контроля будут влиять на региональные рынки. Как в целом этот объем приобретений повлияет на общенациональные рынки.

То есть, будет глубокое исследование, после которого можно сказать: да, это не ведет к ограничению конкуренции, или нет - это ведет к ограничению конкуренции и АМКУ в данном случае не может дать согласия. Без учета всех обстоятельств это сказать невозможно.

- Рынок производства электроэнергии монопольный или олигопольный?

- У нас есть атомная, гидро, тепловая и альтернативная энергетика. Значительную долю занимают тепловые электростанции, большую долю АЭС, немалую ГЭС и альтернативные станции. Вот между ними конкуренция существует.

- Что касается зеленой энергетики. Наивысший тариф в этой отрасли на электроэнергию, произведенную солнечными станциями. Крупнейшим игроком есть Activ Solar Андрея Клюева. Она построила примерно 90% всех солнечных электростанций в Украине. При этом компания использует очень интересную схему: строит электростанции и передает их другим юридическим лицам, которые зарегистрированы в оффшорах, но связаны с материнской структурой.

- Давайте рассуждать так. Все, что не запрещено - разрешено. Давайте запретим сначала использовать оффшорные компании, и тогда будем говорить о том, что подобная деятельность незаконна.

Сейчас в некоторых странах разрабатываются такие нормативно-правовые акты, насколько я знаю, такие акты разрабатывается и у нас. Вот когда они будут приняты, а такие схемы будут существовать, тогда мы можем говорить об их незаконности.



Коментарі

Додати коментар


Роман

сейчас делать можно вообще что угодно. Власть на все глаза закрывает, им главное, чтобы у них электорат не отбили, вот Коломойский этим нагло и пользуется.

Ириска

Так кроме того,что они Монополисты, что запрещено АКМУ, они уклоняются от налогообложения. По ним плачет прокуратура, экологически всякие инстанции и забастовки профсоюзов. Ферросплавные нужно реприватизировать, а Коломойского выставить из страны, но сначала пусть посидит лет 15.

Ирбис

Да и так видно, что Приват - это тайна покрытая мраком! Никогда не знаешь чего ожидать от его собственника. Сегодня Коломойский покупает заводы, а на завтра у него начинает загибаться целая ферросплавная отрасль! Ничего не скажешь, "хороший" управленец! Зато он всегда знает, кого и когда лучше шантажировать, чтобы не дай бог не упустить своего! Грабитель народа!

Читайте у розділі

Роман Шпек: Найскладнішим з урахуванням обсягів зовнішніх зобов’язань і стану економіки буде 2015 рік

Відео

Загрузка...

Тест-драйв

закрити
E-mail
Пароль
Також, ви можете авторизуватись через Facebook Facebook login

Якщо ви не зареєстровані, пройдіть цю просту процедуру.