Рынок энергоносителей за неделю: с нефтью дела обстоят лучше, чем с газом

Юрий Корольчук, для РЭ

Цена на сжиженный газ наконец остановила практически трехмесячный рост, который продолжался с июля до октября.


В течение недели газ чуть ли не впервые не изменился в цене и замер на прошлой неделе на уровне - 6,36 гривны за литр. Можно констатировать, что вслед за стабилизацией цены на сжиженный газ стоит ожидать начала процесса снижения.


Вероятно, что до декабря потребители могут рассчитывать на то, что цена на сжиженный газ вернется к июльской среднестатистической отметке в 5,2 гривны. Для этого, газу следует подешеветь почти на 20 %.


Однако, это один из оптимистических ожидаемых вариантов. Реалистичный - это постепенное снижение цены на 10 %.


В ожидании снижения и АЗС. Хотя минимальная цена и максимальная не меняется. Газ по наименьшей цене можно и дальше приобрести в Одесской области за 5,70 гривны/литр. Наибольшую цену придется заплатить жителям Киевской области - 6,65 гривны/литр.


Рынок нефтепродуктов в течение недели особых изменений не претерпевал.


Стоимость дизельного топлива продолжило свое снижение, которое началось еще три недели назад.


В среднем на рынке бензин и дизтопливо продавалось по ценам 9,74-10,9 гривны/литр. Цена на бензин А-80 не изменилась и составила 10,19 гривны/литр. Бензин А-92 остался на уровне 10,53 гривны/литр. Цены на бензин А-95 также не изменились - 10,90 гривны/литр.


Дизельное топливо, которое в начале октября уменьшилось в цене на 1%, а на некоторых АЗС и на 4 %, в течение текущей недели снова изменилось в сторону снижения - с 9,82 до 9,74 гривны/литр. Падение составило снова почти 1%. В дальнейшем следует ожидать продолжения снижения стоимости дизельного топлива.


Этому также будет способствовать возобновление работы Мозырского НПЗ, который до конца октября завершит все работы по ремонту.


В конце прошлой недели завод, с которого поставляется значительная часть дизельного топлива в Украину, ввел в эксплуатацию все остановленные на капремонт мощности по первичной переработке нефти. Сейчас идет подготовка к запуску комплекса каталитического крекинга и установки алкилирования.


Еще одним фактором "поддержки" дизеля и уменьшения напряжения на рынке стало решение Минэкономики продолжить стандарт Евро-3 (ДСТУ3868-99) для дизтоплива до июля 2014 года.


1 августа правительство утвердило технический регламент с продолжением действия стандартов качества бензинов и дизтоплива, отвечающим требованиям "Евро-3", до конца 2015 года. ДСТУ3868-99 был продлен только до 1 ноября 2013 года.


И хотя такое решение правительства является противоречивым и снова затягивает переход Украины на европейские стандарты топлива, но не стоит ожидать увеличения цены на бензин. По крайней мере, до весны 2014 года.


Цена на нефть Brent, по результатам недельных торгов, уменьшилась - с 109,96 до 107,8 доллара/баррель.


Спекулятивные колебания снова определяли ход торгов. И хотя снижение является существенным - на 2,16 доллара, но оно лишь означает стабилизацию цены на нефть.


Но отнюдь не резкое падение. И в дальнейшем следует ожидать незначительных изменений в цене нефти Brent. Правда, больше стоит ожидать процесса снижения до уровня 105 долларов.


Стоимость нефти WTI продолжает стремительно снижаться - с 101,21 до 96,86 доллара/баррель. Цена на WTI упала сразу на 4,35 доллара.


На прошлой неделе снижение составило всего 0,43 доллара. Цена на уровне коридора 90-100 долларов ожидаема для WTI, а потому, скорее всего, дальше мы будем наблюдать за колебаниями нефти в таких ценовых параметрах.


Нефть Urals дальше "подыгрывает" Brent. Если на прошлой неделе она выросла, то на этой неделе падение составило с 109,41 до 106,3 доллара/баррель. Более 3-х долларов снижение - такой недельный результат Urals. В дальнейшем стоит ожидать "топтание" нефти в коридоре 100-110 долларов.


В Украине тем временем пытаются начать реверсивные поставки газа из Словакии. Уже официальная третья попытка - после мая, июля и сентября 2013 года.


Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий рассчитывает до конца года открыть реверсный маршрут поставок газа из Европы через территорию Словакии. И это несмотря на предложение о снижении цены на газ, которое "Газпром" сделал словацкой компании.


Посол Евросоюза в Украине Ян Томбинський ранее заявлял, что Словакия не может начать реверсивные поставки без разрешения "Газпрома".


Вместе с тем, Ставицкий уверен, что предложения российского газового монополиста не повлияют на начало поставок газа в Украину через словацкую территорию: "Упевнений на 100 %, що відкриємо реверс до кінця року".


При этом Ставицкого даже не "напугало" решение "Нафтогаза" прекратить импорт газа по реверсу с территории Польши. В "Нафтогазе " объяснили приостановление импорта природного газа через территорию Польши увеличением цены по сравнению с российским газом.


"Ціни подивіться які. У нас є умови: ціна повинна бути нажче ціни російського газу", - сказал заместитель председателя правления "Нафтогаза" Вадим Чупрун.


В начале октября Украина также сократила импорт газа в реверсном направлении через территорию Венгрии на 50 %. Всего за период январь-сентябрь с ЕС в Украину поступило 1,5 миллиарда кубометров газа: через Польшу - 800 миллионов кубометров, через Венгрию – 700 миллионов кубометров.


Кроме проблем с реверсными проектами Украину может ожидать международный скандал во взаимоотношениях с инвесторами.


Так, шведская компания Misen Energy, которая является владельцем "Карпатыгаз", заявила о проблемах с реализацией газа в Украине. "Карпатыгаз" является одной из крупнейших газодобывающих компаний в Украине. В 2012 году компания добыла 360 миллионов кубометров газа (1,7 % от добычи газа в Украине).


Misen Energy работает на основании договора о совместной деятельности с "Укргаздобыча", где 50 % принадлежит Misen Energy, 0,1 % - "Карпатыгазу", 49,9 % - "Укргаздобыче". Это позволяет "Карпатыгазу" реализовывать газ промышленным потребителям.


С июня этого года процесс ежемесячной регистрации газа в балансе "Нафтогазом Украины" дал сбой. Это привело к задержкам в подтверждении заказов и платежей компании.


На август-сентябрь "Нафтогаз" вообще не был включен в баланс, что заставляло компанию хранить весь свой ​​добытый газ в подземных хранилищах.


Интересно, что именно летом правительство рассматривало, но так и не приняло, проект решения об обязательной закачке в подземные хранилища в период с 1 июля по 15 октября не менее 50 % объема природного газа, добываемого в Украине частными компаниями для его отбора в отопительный период.


Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заявил, что решение правительства позволит дополнительно накопить в хранилищах около 1 миллиарда кубометров газа.


И если в газовой сфере Украине ждут испытания, то в нефтяной, похоже, может появиться еще одна надежда.


Компания "Укртранснафта" ожидает увеличения транзита нефти в 2013 году на 7 % (примерно 1 миллион тонн). Если сравнить с прошлым годом, то транзит вырастет до 16,6 миллиона тонн. В 2012 году транзит нефти через Украину сократился на 18 % - до 14,5 миллиона тонн.


За последние 5 лет это будет чуть ли не первый год увеличения транзита.


Также "Укртранснафта" и российская компания "Роснефть" обсуждают вопрос возобновления работы Лисичанского НПЗ.


Если к уже работающему Одесскому НПЗ добавится еще один завод, то импорт топлива может сократиться - с нынешних 70 % до 40 %. Ранее "Роснефть" заявляла о намерениях запустить Лисичанский НПЗ в начале 2014 года.


Юрий Корольчук, Институт энергетических стратегий





Читайте в разделе

Видео

Загрузка...

Тест-драйв

закрити
E-mail
Пароль
Також, ви можете авторизуватись через Facebook Facebook login

Якщо ви не зареєстровані, пройдіть цю просту процедуру.