Январь 2014: -4,2 миллиарда доходов бюджета

Начало года в вопросе выполнения доходной части бюджета Украины можно признать откровенно провальным. Итоги января подтверждают наличие проблем в экономике. Более того, ситуация, похоже, ухудшается.

На каком уровне доходы бюджета?

В общий фонд государственного бюджета за январь 2014 года поступило 22,5 млрд. грн. (с учетом суммы возмещения НДС в объеме 5,2 млрд. грн.). При этом в плане для налоговых органов на январь 2014 года были предусмотрены поступления в сумме 12,96 млрд. грн. Однако получено - 11,69 млрд. грн. Таможенники ожидали 8,97 млрд. грн. Недовыполнение плана составило 2,95 млрд. грн.

По фискальному блоку общее недовыполнение составляет 4,22 млрд. грн. О каких налоговых поступлениях на уровне 2013 года можно говорить?

Давайте сравним абсолютные значения по основным налогам января 2014-го с январем 2013 года.

Так, в январе этого года поступило 547,7 млн. грн. налога на прибыль, что составило лишь 39,9% от планового показателя на этот месяц. По сравнению с январем 2013-го объем поступления средств превысил прошлогодний показатель лишь на 21,7 млн. грн.

За первый месяц поступило НДС на сумму 8,7 млрд. грн. При этом невыполнение плана составляет 1,1 млрд. грн. Следует отметить, что в прошлом году дела с НДС обстояли несколько лучше. Так, было получено 9,6 млрд. грн., а выполнение плана составило 96,6%.

На фоне значительного невыполнения плановых поступлений по сбору НДС откровенно странным выглядит решение о возмещении этого налога из государственного бюджета. Так, власть при плановых показателях января в объеме 4,05 млрд. грн. фактически возместила 5,18 млрд. грн. Превышение плановых показателей составило 1,13 млрд. грн. или 27,8%. Интересно, чем обусловлены такие решения и действия, и каким именно компании получили сверхплановое возмещение? Не исключено, что перед угрозой отставки кабинета Николая Азарова отдельные ФПГ, близкие к бывшему руководителю правительства, пролоббировали сверхплановый возврат НДС.

Нельзя назвать успешными и показатели по акцизному сбору. В текущем году в бюджет поступило 2,05 млрд. грн., при том, что в прошлом году этот показатель составлял 2,48 млрд. грн.


Функционирование налога на добавленную стоимость тесно связано с состоянием национальной экономики. Уменьшение налоговых поступлений в целом, и НДС в частности, свидетельствует о происходящих в экономике негативных процессах.

В настоящее время мы являемся свидетелями затяжного экономического кризиса, который не спешит признавать власть. Однако, как говорят, факты – вещь упрямая. По последним данным Госстата Индекс промышленной продукции в январе–декабре 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012-го составил 95,3%.

Возникает вопрос: если налоговые поступления сокращаются, то за счет каких источников финансируется государственный бюджет? Уже традиционной стала практика использования возможностей Нацбанка и применения государственных заимствований. Так, при плане отчислений от НБУ в 1 млрд. грн. перечислено 4,04 млрд. грн. При запланированных заимствованиях в первом месяце текущего года в 4,2 млрд. грн., на внутреннем рынке привлечено долгов на сумму 5,2 млрд. грн.

Причиной этого является необходимость финансирования текущих расходов государства, поскольку план выполнения по расходам в январе – почти 100%.

Все это привело к тому, что общий фонд государственного бюджета за январь 2013 года выполнен с дефицитом, который уже превысил 3 млрд. грн.

Понятно, что государство должно выполнять свои обязательства, но какой ценой?

Кассовые расходы общего фонда государственного бюджета за январь 2014 года составили 26,6 млрд. грн. При этом одной из крупнейших статей расходов является обслуживание государственного долга.

Проблемные вопросы долговой политики в 2014 году выходят на первый план экономической безопасности государства. Становится все более очевидным: Украина скоро не сможет "тянуть" стремительно растущие долги.

Так, если в январе 2013 года обслуживание госдолга обошлось бюджету в 2,2 млрд. грн., то в январе текущего года этот объем вырос почти на миллиард и составил 3,05 млрд. грн.

В феврале, по предварительным оценкам, объем платежей по государственному долгу составляет 16,8 млрд. грн. Из них 6,7 млрд. грн. – ушло на погашение займа МВФ и 2,7 млрд. грн. – на погашение ОВГЗ 2012 года. Февральская долговая нагрузка является одной из крупнейших в текущем году. Безусловно, на фоне растущего дефицита и отсутствия положительных перспектив в экономике, обслуживание долга превращается в сверхсложную задачу для правительства.

Доходы и социальная сфера

Уменьшение доходов бюджета, безусловно, отразится на ситуации в социальной сфере. Прежде всего, речь идет о выплате пенсий.

Следует отметить, что сегодня этот вопрос привлек к себе внимание со стороны СМИ и общественности.

Еще в конце прошлого года правительство создало Пенсионному фонду условия для дополнительного маневра. В ноябре, в срочном порядке, были внесены изменения в постановление Кабмина, которое предоставило Пенсионному фонду возможности привлечения займов на выплату пенсий. А в законе о государственном бюджете на 2014 год для этого ввели отдельную статью. Покрытие расходов, связанных с обслуживанием таких долговых обязательств, будет осуществляться за счет средств государственного бюджета.

Вместе с тем, мы можем предположить, что чиновники, при формировании бюджета на текущий год, прогнозировали дефицит средств для выплат пенсий.

Во-первых, в Украине продолжается так называемая пенсионная реформа, одной из составляющих которой является увеличение пенсионного возраста для граждан. По этой причине и за счет сокращения населения, количество пенсионеров уменьшается. По данным Госстата численность пенсионеров в 2013 году сократилась на 181 тыс. человек.

Во-вторых, власть запланировала увеличение доходов бюджета от поступления налогов, именно за счет которых и происходит наполнение Пенсионного фонда. По сравнению с бюджетом 2013 года доходы в 2014-м должны увеличиться на 44,2 млрд. грн., или на 12,6%.

В свою очередь, "добрые" депутаты предусмотрели увеличение размера пенсий в 2014 году, однако, оно будет постепенным и практически незаметным.

Возникает вопрос: почему при сокращении количества назначенных пенсий и при росте доходов бюджета власть все же предусмотрела увеличение дотаций Пенсионному фонду до 65,3 млрд. грн. и объема покрытия дефицита - 22,1 млрд. грн.? (Увеличение по сравнению с параметрами бюджета на 2013 год составляет 4,1 млрд. грн.).

Все это говорит о проблемах, связанных с выплатой пенсионерам, просчетами в осуществлении так называемой пенсионной реформы и уменьшением объема доходов государственного бюджета.

Сегодня, наряду с возможностями привлечения фондом займов от государственных и коммерческих банков, правительство рассматривает возможность финансирования дефицита этого учреждения через выпуск ОВГЗ с последующим их выкупом НБУ. Однако этот путь также не назовешь простым, поскольку для операций первичного выкупа коммерческие банки не готовы выделять необходимые ресурсы. Опасения последних вполне объяснимы – вероятность получения займа от МВФ невелика. Это, в свою очередь, увеличивает риски дефолта по госбумагам.

Следует также обратить внимание на факторы, которые привели к сокращению внутреннего спроса, что стало одной из причин экономического спада в Украине.

Основная причина – уменьшение трансфертов государства предприятиям и гражданам. Безусловно, трансферты, выплачиваемые из бюджета для оказания материальной помощи на компенсацию потерь, связанных с оплатой коммунальных, транспортных услуг, питания, путевок на оздоровление, стипендий и т.п., могли бы в значительной степени сохранить средства, направленные в дальнейшем на внутреннее потребление. Однако этих ресурсов становится все меньше.

По итогам 2013 года, как свидетельствуют данные Госказначейства, план по этому направлению бюджетной поддержки не был выполнен, а объем трансфертов в абсолютном значении, по сравнению с 2012 годом, сократился примерно на 1,5 млрд. грн.

Еще один фактор, влияющий на ограничение экономического роста в Украине, –сокращение строительства. Эта отрасль могла бы быть мощным локомотивом роста, однако, Индекс строительной продукции в 2013 году, по сравнению с 2012-м, составил всего 85,5%.

Уменьшение доходов государства несет значительные социально-экономические риски, поскольку в общей структуре доходов населения 60% – это пенсии, стипендии и выплаты по социальной помощи.

Девальвация уже на пороге

Одной из главных тем сегодняшнего дня в Украине является падение курса национальной валюты. То, чем так долго щеголяла власть, а именно – стабильность обменного курса, – сегодня стало главной причиной для беспокойства и рисков, как для предпринимателей, так и рядовых граждан.

К положительным последствиям девальвации для украинской финансовой системы можно отнести, по крайней мере, два аспекта.

Во-первых, свободное формирование валютного курса может уменьшить давление на золотовалютные резервы НБУ. По последним данным они составляют лишь $17,8 млрд.

Во-вторых, девальвация может определенным образом способствовать украинскому экспорту.

В этом контексте также важно обратить внимание на то, что в странах-соседях Украины сейчас также отмечают подобные тенденции. Например, в Казахстане девальвация достигла уровня почти 20%, в России –10%.

Девальвация гривны неизбежно приведет к росту цены импортируемых товаров. По предварительным оценкам, цены на бытовую технику, промышленные товары и продукты питания могут вырасти на 4-5%. Уже подорожало топливо на стелах АЗС, поскольку доля его импорта в объемах потребления составляет 75%.

Последние изменения валютного курса теоретически могли бы увеличить налоговые поступления в бюджет – после роста таможенной стоимости импортных товаров и услуг. Вместе с тем, как показывают последние данные Госстата, объемы импорта в Украину сокращаются. Более существенное обесценивание гривны может, наоборот, привести к падению налоговых поступлений от импорта, если его потребление в Украине резко сократится.

В целом, в ближайшей перспективе вероятность роста мировых рынков является незначительной. И это, в свою очередь, будет сдерживать оживление внешнеэкономических операций в Украине и может, наоборот, привести к рекордно низкому сальдо счета текущих операций платежного баланса. Слабый спрос на нефть скажется на уменьшении уровня мировых цен, вследствие чего снизится и стоимость других биржевых товаров.

Девальвация гривни может стать дополнительным фактором увеличения дефицита бюджета. Как известно, государственный долг Украины в иностранной валюте составляет примерно 60% от его общей суммы. А при условии ослабления гривны, затраты на его обслуживание могут значительно возрасти.

Перспективы для украинской экономики сегодня выглядят не намного лучше, чем это было в прошлом году. Однако, если в прошлом году экономическая ситуация не имела большого влияния на социальную сферу, сейчас такая угроза очевидна.





Читайте в разделе

Видео

Загрузка...

Тест-драйв

закрити
E-mail
Пароль
Також, ви можете авторизуватись через Facebook Facebook login

Якщо ви не зареєстровані, пройдіть цю просту процедуру.