Оксана Калетник: Нам не удалось избежать секвестра

Дарья Кравченко, Павел Харламов, РЕ

Разработка и принятие бюджета в Украине год от года становится все более сложной и ангажированной процедурой .

Ключевые показатели казны пересматриваются почти ежедневно , а каждое министерство и ведомство пытается отщипнуть себе лакомый кусок от общей сметы финансирования на следующий год.

Но если расходы чиновники планируют более - менее взвешенно, то с доходной частью бюджета ситуация только ухудшается.

Это хорошо продемонстрировал бюджет текущего года, хронические проблемы с выполнением которого привели к скрытому секвестру .

С бюджетом на следующий 2014 тоже непонятная ситуация : будто не учитывая сложные реалии текущего состояния отечественной экономики , власти надеются собирать все больше налогов и тратить еще больше на содержание своего аппарата.

Для того , чтобы выяснить основные причины искаженного бюджетного планирования и разобраться в запутанных процессах построения государственной казны , "РЕ " пообщалась с первым заместителем председателя парламентского комитета по вопросам бюджета Оксаной Калетник.

- Государственный бюджет выстраивается на основе макроэкономического прогноза. Но видя, как показатели ВВП, инфляции и другие не раз пересматриваются, возникает вопрос, а можно ли вообще этим прогнозам доверять?

- В идеале плановые показатели должны формироваться при участии множества министерств и ведомств, которые оценивают состояние экономики, ее тенденции и перспективы, основываясь на статистике прошлых лет.

При этом, очень важно понимать: от того, что будет происходить в экономике согласно ожиданиям правительства, разработчики бюджета смогут сказать, какими будут расходы госказны, а какими - доходы.

Только вот расходную часть мы считаем хорошо, а как наполнять бюджет - не знаем. Понимаем, что нужно брать из некой "тумбочки", но кто в нее положит - остается вопросом вплоть до момента утверждения бюджета в парламенте. Поэтому правительство и пытается "вытянуть" макропоказатели, закладывая их нереалистичные значения.

- Например?

- Далеко ходить не нужно, возьмем текущий год. Бюджет-2013 предусматривал рост ВВП на 3,4% и его номинальный объем на уровне 1,6 триллиона гривен. В итоге, как в первом, так и втором квартале мы увидели падение на 1,3%, а значит, по итогам года объем ВВП составит 1,45 триллиона гривен, что означает недобор в 150 миллиардов. И такие ошибки повторяются из года в год.

- Тем не менее, в отношении сбора налогов на 2014 год Кабмин настроен достаточно оптимистично…

- Правительство действительно ожидает, что налоговые поступления увеличатся на 33,2 миллиарда гривен по сравнению с 2013 годом. В том числе, поступления от НДС на импорт составят 17,6 миллиардов, акциз - 6,2 миллиарда гривен, налог на доходы физлиц - 0,7 миллиарда гривен.

Но в то же время, Кабмин закладывает падение по налогу на прибыль до 7,3 миллиарда по сравнению с плановым показателем 2013 года, а НДС от товаров, произведенных внутри, сократится на 3,2 миллиарда гривен. Поэтому, особого оптимизма я в этом не вижу.

- Но ведь с 1 января 2014 года согласно Налоговому Кодексу вступает новая шкала начисления НДС и налога на прибыль, которая должна способствовать росту поступлений?

- Здесь есть хитрость: правительство оставляет за собой возможность использовать незаконный метод менять порядок действия отдельных норм Налогового кодекса.

Сделать это можно путем внесения некоторых оговорок в закон о бюджете, которые "придержат" вступление в силу этих норм. Правда, удастся ли это провести через парламент - совсем другой вопрос.

Тайная экономия

- И все же, от секвестра бюджета в нынешнем году удалось уйти. Значит, не все так плохо?

- Если не было пересмотра самого закона о госбюджете - это не значит, что мы избежали секвестра. Я же вижу те решения, которые принимаются сейчас в бюджетном комитете.

Жестко сокращаются статьи расходов с попыткой найти ресурсы для отопительного сезона, деньги на выплату зарплат. Или то, с какой завидной частотой Государственное казначейство задерживает средства для местных бюджетов, потому что они направляются совсем в иную сторону.

Поэтому секвестр действительно имеет место. Попросту изменения вносятся точечно, без огласки, а бюджет находится под ручным управлением.

- Насколько вообще сильна политическая составляющая при формировании госбюджета? То есть, один министр говорит "Делаем так!", а другой говорит "Нет, так!"?

- Это одна из ключевых проблем, поскольку в правительстве очень много политических назначенцев. А когда каждый тянет одеяло на себя - как такой "неоднородной" массой может управлять премьер-министр?

Например, в США на три миллиона чиновников три тысячи политических назначенцев, а вот генеральный прокурор таковым не является.

И если к нему нет претензий с профессиональной точки зрения, то он не покидает свой пост даже при смене президента. У нас же любой новый министр поменяет всех, вплоть до завхоза и уборщицы.

И пока культура государственного управления в Украине строится на приватных интересах олигархических группировок, бюджет из года в год будет разваливаться как дряхлое лоскутное одеяло.

- Как вы можете прокомментировать обострившиеся отношения в торговле с Россией?

- Сегодня идет процесс формирования геополитических ядер. Когда сильные страны, претендующие на этот статус, своим мировоззрением и всеми возможными способами пытаются влиять на окружающую их внешнюю среду.

Европа, как целостное ядро, такую задачу себе поставила давно - сделать окружение похожим на себя. У России несколько иные взгляды - более консервативные и агрессивные, поэтому ее раздражает, что нам в данный момент импонирует более либеральный режим ЕС.

При этом специфика ситуации в том, что Украина оказалась "меж двух миров". Мы как коридор в коммунальной квартире на стыке торгово-экономических интересов разных частей европейского континента.

В итоге, каждый из соседей пытается применять разные технологии, вплоть до торговых войн, пытаясь втянуть нас в зону своего влияния.

- Проще говоря, нас наказывают за нелюбовь к Таможенному Союзу?

- Я бы не мыслила такими категориями, но это совершенно оправданная позиция по отношению к нам. Ведь мы несем риск дестабилизации структуры товарооборота государств, которые объединились в ТС и стремятся ввести протекционизм своих рынков, расширить зону влияния и сбыта.

Ровно такие же задачи есть и у стран Европейского союза. И те, и другие стараются выстроить мощную производящую экономику. И в этом нет ничего странного, это законы конкуренции.

Мы же находимся посередине. И при этом абсолютно не понимаем, каковы наши цели в выстраивании собственной экономики, с кем конкретно нам эффективнее это было бы делать.

К сожалению, мы много говорим о политике и не хотим смотреть в глаза реальным фактам, основа которых цифры и здравая логика.

- Возможно ли развитие ситуации, при которой Украина примкнет сначала к ЕС, а потом - к ТС?

- Я думаю, что так и будет. Сейчас мы пойдем в Европу, осознаем, что ничего там не понимаем, вернемся обратно и начнем восстанавливать взаимоотношения с нашими восточными соседями.

- Но пока нам не очень удается дружить с востоком, возможно, есть смысл ввести защиту отечественных производителей от торговых войн на законодательном уровне?

- Да, но это надо делать очень дипломатично и красиво, потому что, как только такой протекционизм включается, все послы становятся в очередь и начинают говорить, что компании их стран обижают.

Хотя все государства ради поднятия своей экономики применяют определенные защитные меры: это здравый и разумный закон экономики. А мы готовы подписывать соглашение, которое изначально предполагает запрет по применению Украиной мер протекционизма, чем решаемся на очень большую глупость.

Ведь, с одной стороны мы даем обязательства этого не делать, а с другой - понимаем, что не делать этого не можем. В итоге, страдает репутация страны, снижаются ее рейтинги, сокращаются инвестиции и усиливается стагнация экономики.

Буря в реестре

- После скандала вокруг госреестров вы выступили одним из авторов законопроекта, который предлагает открыть сведения реестра прав на недвижимость. Можете подробнее рассказать, в чем именно была суть конфликта?

- Еще в далеком 1997 году Министерство юстиции организовало государственное предприятие Госинформюст, которое должно было заняться созданием и технологическим обеспечением систем единых и государственных реестров.

В итоге, предприятие якобы провело необходимые тендеры, и заключило договора с двумя частными компаниями: "Арт-мастер" и "3-Т". Эти структуры получили права на техническое обеспечение реестров, которых сейчас в Украине насчитывается 18 штук, а также договор на "вечное" использование авторских прав на эти реестры.

В итоге, в течение последних трех лет, две компании получали огромные роялти от государства, общая сумма которых достигает миллиард гривен.

А ведь это - чистейшей воды коррупция, что еще 5 лет назад подтвердил комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а впоследствии - СБУ, и Счетная палата.

- Но почему деятельность схемы не была прекращена?

- Я думаю, что она устраивала предыдущее руководство Министерства юстиции. А когда нынешняя глава министерства Елена Лукаш подняла вопрос в отношении реестров, "Арт-мастер", "3-Т" и сама компания Держинформюст попросту заблокировали их работу.

Это был настоящий шантаж, попытка некоей группы частных лиц доказать государству свою силу. На сегодня вся эта история окружена массой расследований, но надеюсь, что уже в ближайшем будущем удастся докопаться до истины и раскрыть эту схему.

Чтобы в будущем все авторские права на реестры принадлежали государству, не было отчислений на сторону и бесконтрольного входа в систему частными лицами, что создает угрозу национальной безопасности государства.

Надеюсь, что именно этим руководствуется Лукаш. Не хочется думать, что нам снова не повезет и все происходящее окажется бурей в стакане, цель которой банальный передел влияния между чиновниками.

- Давайте вернемся к упомянутому законопроекту, где вы выступаете в качестве соавтора. В чем его суть?

- Мы совместно с несколькими коллегами-депутатами предлагаем сделать реестр прав на недвижимость публичным. Это нормальная практика для многих стран мира. Ведь не зря говорил Шерлок Холмс: "Если вы хотите что-то спрятать - положите это на видное место".

А когда мы ничего не прячем, то нет и сопротивления. Именно так и выстраивается культура прозрачных отношений между людьми. Ведь в таких условиях любой чиновник, который живет в хоромах, уже не сможет убедить общественность в том, что он прозябает в квартире своей бабушки.

Правда, на данном этапе мы решили отозвать этот законопроект и внести поправки.

- Что это за поправки?

- Мы поняли, что наша инициатива в случае ее одобрения парламентам сразу откроет существующий реестр недвижимости, но авторские права на него так и останутся в собственности "Арт-мастера" и "3-Т".

Поэтому для того, чтобы сегодня не подыгрывать этим компаниям, нам нужно внести изменения, сутью которых будет закрепление за государством авторских прав на подобный продукт.

Наша цель сделать так, чтобы закон не давал частным лицам возможности оформлять "трехслойные" отношения, допуская непонятные компании к данным, представляющим стратегическую важность для всего государства.

- Но ведь речь идет только об одном реестре? А этого явно маловато для того, чтобы сломить всю систему.

- Мы готовим еще одну инициативу, суть которой заключается в том, чтобы при создании каких-либо информационных реестров авторское право на них было закреплено исключительно за государством.

Кром этого, наша задача - дать доступ к информации внешним пользователям, подтолкнуть развитие инфраструктуры обмена данными, дополнительных сервисов.

В руках государства должны оставаться только те инструменты и рычаги влияния на реестры, которые имеют ключевую важность. Все остальное вполне можно передавать частным структурам.





Читайте в разделе

Станислав Шишков: Рынок у нас достаточно динамичный и не всегда предсказуемый

Видео

Загрузка...

Тест-драйв

закрити
E-mail
Пароль
Також, ви можете авторизуватись через Facebook Facebook login

Якщо ви не зареєстровані, пройдіть цю просту процедуру.